Этот материал подготовлен нашим единомышленником — Александром Хороших.
Вы помните это расписание поездов между Парижем и Лионом, которое красуется у Тафти на обложке и разобрано внутри книги? Когда мы его показываем на семинарах, оно вызывает бурную реакцию и скепсис, что это действительно удобно и применимо в жизни. Так вот, специалисты его действительно используют, в России, в наше время.
История использования в России
График движения поездов (ГДП) был предложен в середине 19 в. русскими учёными и инженерами и введён в 1854 на Петербурго-Московской железной дороге. В современных условиях ГДП служит основой эксплуатационной работы железных дорог и технологии организации движения поездов, предоставляет возможность увязать между собой технологические процессы всех подразделений ж.д, добиться взаимодействия в работе отдельных участков и направлений, улучшить координацию их деятельности с другими видами транспорта и промышленными приятиями. Реализация ГДП позволяет полностью освоить грузовые и пассажирские перевозки и наиболее эффективно использовать пропускную и провозную способности участков.
Назначение
График используется не только на железнодорожном транспорте, но и в метрополитене. Вот что пишет учебник для студентов железнодорожных вузов:
График — основа организации движения поездов; он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван:
- удовлетворять потребности в перевозках пассажиров и грузов;
- обеспечивать безопасность движения поездов;
- эффективно использовать пропускную и провозную способности участков и перерабатывающую способность станций;
- рационально использовать подвижной состав;
- соблюдать установленную продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад;
- обеспечивать возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
Построение графика
Сетка графика: горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части — часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще остальных. Каждый час делится на шесть равных частей — 10-минутных интервалов; линию, соответствующую 30 мин, изображают обычно пунктиром.
Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими станцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.
В зависимости от соотношения скоростей движения поездов ГДП делятся на параллельные, имеющие в пределах каждого перегона поезда одинаковые скорости, и непараллельные — с разными скоростями.
По числу главных путей на перегонах графики подразделяют на однопутные и двухпутные. В первом случае главный путь используется для движения в обоих направлениях и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах, во втором случае — как на перегонах, так и на станциях.
По соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают парные графики, когда это число одинаковое, и непарные — в противном случае.
В зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные, пакетные и частично пакетные.
При пачечном графике поезда движутся друг за другом с разграничением межстанционным перегоном. Это означает, что нельзя отправить на перегон поезд, пока ранее отправленный не прибыл на следующую станцию, т.е. на перегоне может находиться только один поезд.
При пакетном графике поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками. В этом случае на перегоне между станциями одновременно могут находиться несколько попутных поездов, образующих пакет. Такие графики применяют при использовании автоблокировки. При частично пакетных графиках часть поездов движется одиночно, а часть — пакетами.
Использвание графика в наше время
На фотографиях можно увидеть графики движения поездов в мониторе диспетчера и на столе.
По материалам:
- Калиничев В.П. Метрополитены. М.: «Транспорт», 1988. График движения поездов
- Калинин В. К., Сологуб Н. К., Казаков А. А.Общий курс железных дорог: Учеб. для сред. ПТУ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1986. — 304 с: ил. (Глава 23)
- http://pomogala.ru/okzd/okzd_22.html
- http://www.mkgt.ru/lib/sp230103/aiczd/grp/128/