В предыдущем своем послании я обещал обдумать на досуге термин «информация». И как-то удачно так получилось, что одновременно в интернете появилась статья «Информация и восприятие» Лизы Орешкиной, которая снабжена интересной визуализацией, из которой ясно: голова предмет темный и изучению не подлежит. А в другой публикации журналист Дмитрий Сурнин дает свое определение ифографике.
Метнулся в Википедию, почитал и еще раз понял как все серьезно и непросто.
Меня же информация интересует исключительно с профессиональной точки зрения, а именно: откуда она берется и что с ней делать. Дизайнерам не так интересна эта статья, скорее уж всем тем прекрасным людям, которые готовят исходные данные для будущей прекрасной инфографики.
Самый страшный сон дизайнера: заказчик, который приносит в качестве исходных данных ксерокопию тетрадки, исписанную формулами и числовыми массивами.
Кто учился в техническом ВУЗе в докомпьютерную эпоху могут припомнить лекции курса численных методов, теоретическую механику, теорию вероятности или сопротивление материалов. За этими волшебными словами кроется уйма информации о том, как устроен этот мир. Восприятие и обработка научной информации непростое занятие и удел людей определенного склада ума. Думаю, не открою Америку, если скажу, что дизайнеры и художники, к числу таких людей не относятся. Причина кроется в устройстве мозга, но об этом я позже и поподробнее обязательно напишу.В конечном итоге, информация — всего лишь картина мира существующая в нашем сознании, очевидная или не очень. Информация бывает простой для восприятия или сложной. Это зависит от уровня восприятия. Работа инфографа заключается, как это банально не звучит, сделать сложную неприглядную информацию простой и эстетически пригодной к употреблению (не пишу «сделать красивой», поскольку иногда это просто невозможно). Таким образом изложить данные, чтобы аудитория с минимальными затратами времени и энергии получила общую картину и при этом не испытала культурного шока.Не самую последнюю роль в этой работе занимает подготовка исходных данных. Откуда данные берутся и как правильно их передать дизайнеру? Вот об этом я хотел бы поговорить поподробнее. Есть множество различных сфер деятельности человека, где рано или поздно возникает необходимость в инфографике. Самый любопытный для меня пример пример — наука. Ученые исследуя природу устройства вселенной постоянно получают массивы данных, которые необходимо визуализировать, а потом, чтобы представить широкой аудитории — художественно оформить. Если с визуализацией проблем, как правило нет, то оформление иногда заставляет желать лучшего. Узкоспециализированные научные журналы печальный тому пример. Есть специальные компьютерные программы, такие как Mathlab, которые позволяют любому ученому человеку, введя данные, полученные в результате экспериментов и наблюдений, получить графики, диаграммы или схемы. Научные люди считают, что если им понятны эти схемы, то остальные тоже разберутся, что выводы из этих линий и кружочков очевидны, что они вполне себе красивы и культурны. И они ошибаются. Графическому дизайну люди учатся долгие годы, а потом еще годы и годы шлифуют мастерство, а механически построенные цветные линии на фоне миллимитровых клеточек, если и могут быть интересны, то только как объект современного искусства, да и то в редких случаях.
Когда я говорю про ученых, то на самом деле я имею ввиду огромное количество профессионалов (физики, химики, социологи, экономисты), все они когда-то делали дипломы, защищали их, любовно набирали в текстовых редакторах содержание, рисовали графики. Каждый ученый сознательно или бессознательно конкурирует с коллегами, пытается перещеголять в аккуратности или эффектности подаваемого материала. Из своего опыта я припоминаю, как ко мне обращались за помощью, нарисовать графики или схемы в CoralDraw. И я помню какой ужас у меня получался, потому что на тот момент я был таким же простым инженером, которому повезло немного знать этот графический редактор. Конечно, проблема не в ученых и даже не в деньгах (за бугром почти такие же проблемы, только в меньшем масштабе). Дело в отсутствии понимания, что наука несет ответственность за качество культурной составляющей распространяемой ими информации. Ну да ладно, не будем о грустном.
По большому счету визуализация данных научных исследований дальше стен университетов не уходит, и никто, кроме узкого круга ученых эти ужасные файлы в формате pdf, распространяемые по почте, не видит. Да и узкоспециализированные журналы, тоже читает весьма ограниченная аудитория. Откуда же тогда появляется инфографика в популярных журналах и становится ее все больше и больше? Или откуда берутся графики в ежегодных бизнес-отчетах или презентациях офисных сотрудников? Было бы просто ответить, что это тоже наука: журналистика или экономика. Но это информация серьезно отличается от научной. Во многом информация узких исследований напрямую нас не касается, даже если мы не разберемся в устройстве ядра Титана, то жизнь наша мало изменится. Но вот посмотреть на темпы падения Российской экономики и как это влияет на потребительскую корзину — это уже интересно. Многим современным людям, для которых не секрет, что все в этом мире взаимосвязано, недостаточно верить аналитикам на слово, они хотят подтверждения, получаемой информации в виде цифр, а лучше инфографики, которая четко дает картину растет или падает цена доллара, если ли в этом связь с ростом цен на бензин и как подорожают иномарки или сройматериалы.
Поскольку я обещал не удаляться в размышлениях от собственного опыта, то расскажу о проблемах, с которыми я столкнулся, работая с информацией в журналах. Самая распространенная ситуация, это когда дизайнер на входе получает набор таблиц из цифр и наименований. Например, перечень стран и какие-то данные им соответствующие. Если верить прилагаемому к данным тексту в России все плохо, а в Америке — хорошо. Нарисовав, некую логическую цветовую линейку (темное и холодное — хорошо, светлое и теплое — плохо) и присвоив диапазонам индексов определенные цвета, соответствующие этой логике мы видим… что в Африке все как всегда ужасно, а прекрасно все как раз в Германии. США и Россия где-то рядом, в соседних по цвету зонах. Упс. Статья уже написана, автор недоступен, а сдача номера сегодня. Во всем оказался виноват дизайнер: он нарисовал непонятную карту, выбрал неправильные цвета, и вообще все неправильно сделал, должен был сначала текст прочитать, а потом уж рисовать. В чем ошибка. Ошибка в том, что редактор и автор сформировали свое представление о ситуации предвзято, решив подкрепить свои выводы статистикой, а статистика оказалась не на их стороне. Прежде чем давать работу дизайнеру, можно было провести несложную работу (самим или с помощью того же самого дизайнера) по первичной визуализации данных. Это несложно. Я вас научу.
Есть прекрасный бесплатный ресурс, которым я уже давно пользуюсь и вам советую. Называется Many Eyes. Он позволяет не имея под рукой навороченных текстовых редакторов или графических программ посмотреть, как будет выглядеть информация в разных видах ее визуальной подачи. Протестировать на друзьях и коллегах, какая из них понятнее и уж потом давать работу дизайнеру, настаивая на том или другом виде визуализации. Дизайнер не обидится, вы ему только задачу упростите. Все что ему останется, так это только придумать графическую историю, способ подачи придуманной вами истории. Даже со скучными графиками, если они наглядны, можно придумать массу интересных историй.
Журналисты и редакторы тестов (тут уж я конкретно обращаюсь) должны всегда помнить про правило (нет, не чернил) «впихуемости в невпихуемое». К примеру, если основная статистика касается европейских стран, то всегда нужно помнить, что на карте мира вся Европа выглядит как каша из границ. Значит нужно сразу закладывать две карты: мира и Европы. Еще пример: статистики слишком много. Есть и такие данные, есть и сякие и карта мира и диаграммы и чарты и рейтинги. Разберитесь сначала сами, что важно, а что нет, что поможет восприятию основного посыла, а что будет мешать. Может стоит что-то выбросить или, наоборот, что-то подкрепить дополнительной информацией? Это должен делать человек, владеющей информацией, а не человек, владеющий карандашом. Это прекрасно, если дизайнер может быстро вникнуть в тему и сам предлагает оригинальные решения, но это всего лишь дополнительная поддержка при работе над инфографикой. Не его это работа. У дизайнера просто нет на это времени. Ему за эту головную боль никто не заплатит и образование он получал совершенно в другой области. Господа, авторы, помните: блеск будущей инфографики зависит от того представляете ли вы общую картину которая вырисовывается из ваших данных. Не доставайте потом художника или дизайнера требованиями все переделать, если сами отнеслись к инфографике спустя рукава. Думаю, в таком случае у дизайнера будет более бережное отношение к полученной информации и сделанная работа будет устраивать обе стороны, а выиграет от этого в основном аудитория, которой предназначена информация.
В завершение размышлений я хотел бы поделиться двумя видеороликами. Первый просто любопытная находка, которая порадовала душевным видеорядом и весьма элегантной инфографикой, которая была в него внедрена.
Второй ролик: видеоклип на песню Бека Хенсена «Information». Просто чтобы вас развлечь. Клип так себе, но музыка классная.