• Агентство
  • ← Блог

infographer

  • Теория
  • Примеры
    • Примеры
    • Критический взгляд
  • События
    • Текущие события
    • Прошлые события
  • Инструменты
  • Книги
    • Книги
    • Книжный магазин
  • Новости
Главная Как работают 4 базовых закона восприятия в дизайне?

Как работают 4 базовых закона восприятия в дизайне?

Теории Гештальта более сотни лет, но она не теряет актуальности и применяется в новых и новых сферах. Она основана на теории того, что взгляд (и разум) воспринимает объект как целостную структуру до того, как начинает различать отдельные компоненты. То есть, целостный образ — это не просто сумма отдельных частей, а самостоятельный объект. Теория работает, благодаря устройству нашего мозга, который по природе склонен создавать порядок из хаоса. Законы работают в 99,9% случаев, потому что являются врожденными для каждого человека. Их знание полезно дизайнеру, т.к. помогает организовать визуальные объекты эффективно для восприятия.

 1. Сходство

Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы
 В процессе познания люди склонны к группировке объектов, имеющих сходные черты. Причем, эта привычка лежит глубоко на подсознательном уровне, т.к. является одной из базовых функций мозга. Психолог Пол Блум говорит: «Чтобы выжить, любому существу необходимо умение учиться. А часть успешного обучения — это умение делать статистические обобщения на основе ограниченного опыта. Вы съели яблоко, второе, третье, — они были хорошими на вкус, — и вы делаете вывод, что можете есть яблоки, что все яблоки вкусные. И когда вы голодны, вы ищете яблоки, это адаптация, это рационально, это целесообразно». Самый маленький ребенок умеет обобщать все, что видит вокруг — съедобные и несъедобные предметы, своих и чужих людей, со временем обобщение усложняется до категоризации людей по признаку пола, возраста, расе, профессии и т.д. [1]. Причем предметам, которые внешне похожи, подсознательно приписываются и сходные функции (внутреннее сходство). Так, подобные элементы образуют группы, то есть два чем-то похожих друг на друга предмета (человека) даже вне нашего желания будут восприниматься как группа, как общее целое.

perception laws 1

Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы. Дизайнеры также используют одинаковый фон для того, что хотят объединить, контрасты для выделения главных элементов из группы. Но хорошие дизайнеры при этом помнят, что на одном экране не должно быть слишком много контрастов, т.к. это будет отвлекать и усложнять восприятие.

perception laws 2

perception laws 33. Близость

группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики
Подсознание группирует элементы, находящиеся близко друг к другу. Согласно этому принципу, объекты, расположенные ближе в пространстве, связаны. И наоборот — «разбросанные» в пространстве объекты воспринимаются разными. Это объясняется природной «ленью» мозга, а точнее нежеланием тратить лишнюю энергию. Серому веществу легче обработать одну порцию информации — один визуальный стимул, чем несколько (пусть и малых) стимулов, поэтому он избегает когнитивных перегрузок и объединяет близкие элементы друг с другом.

Пример из области манипуляций сознанием — фото политика размещают в журнале или на новостном сайте в окружении положительных фото (природа, дети, счастливые люди) и его рейтинг растет, т.к. зрители приписывают ему положительные качества, сами того не осознавая [2].

perception laws 4

Это правило реализуется и в композиции — изображения должны гармонично вписываться в фон, оставляя свободное место вокруг. Связанные элементы нужно держать вместе и наоборот. Это не только уменьшает риск того, что зритель не поймет связи между общими компонентами, но и заставляет мозг сравнивать, искать сходства и связи между нужными автору предметами. Главное для дизайнера соотносить действие этой закономерности с приоритетами информации на каждом отдельном экране инфографики, то есть группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики.

perception laws 5

perception laws 6

perception laws 73. Простота

И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии
Мозг воспринимает и анализирует необычные или сложные изображения с помощью максимально простых и ровных фигур. Психологи утверждают, что большинство людей считает наиболее привлекательным среднестатистическое лицо. Именно так — мы от природы любим лица, не содержащие в себе необычных черт [1].

Закон простоты также называют законом «хорошей» формы — подсознательное предпочтение человек отдает наиболее простым и устойчивым фигурам. Они архетипически ассоциируются со стабильным положением в пространстве. От простых, понятных, симметричных фигур подсознание не ожидает никаких опасностей или неожиданностей, поэтому может спокойно сосредоточиться на содержании этих фигур. Кстати, времени на простые фигуры у мозга уходит меньше, значит и нужная информация доходит до сознания быстрее.

perception laws 8

В инфографике это означает, что экран воспринимается полностью и вся композиция должна вписываться в простые формы — квадрат, круг или треугольник. Эффект достигается и следующим образом: максимально упростить графическую форму при первом восприятии. И только потом усложнять ее, постепенно добавляя новые и новые элементы, если это действительно необходимо. Создав инфографику, нужно проанализировать ее с позиции данного принципа. И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии.

perceptions laws 9

perception laws 10perception laws 114. Завершенность

особенности восприятия «автоматически» дополнят картину
Как и все перечисленные законы восприятия, этот связан с тем, что наш внутренний процессор быстрее и охотнее «считывает» все простое. Только в данном случае быстрее срабатывает опыт. Ведь в первую очередь, при восприятии сигнал посылается в тот отдел мозга, где хранится информация о прошлом опыте взаимодействия человека с тем или иным объектом. То есть происходит узнавание (если возможно). И стоит отдельным частям «зацепить» в подсознании знакомый предмет, как недостающая информация дополняет образ. Так, например, в бесформенном пятне ребенок видит медведя или утку. Или вспомним детское упражнение, где дано множество точек и нужно их соединить, чтобы увидеть целый образ.

perception laws 12

И в инфографике зритель подсознательно ищет знакомые образы, дополняя или исключая элементы, которые этому мешают. Закон можно использовать так — обозначить границы или «намекнуть» отдельными частями на хорошо знакомый людям объект — а особенности восприятия «автоматически» дополнят картину. Ключевым моментом здесь будет опора на тот образ, который обязательно знаком зрителю, ведь то, что ранее не воспринималось, не будет узнано и дополнено.

perception laws 13

perception laws 14

 

 

Автор: Алексей Обжорин

Учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити
Кандидат филологических наук, специалист в области иностранных языков, ораторского искусства и визуальной коммуникации

 

По материалам:

Gutierrez K. Understanding and Using the Laws of Perception in eLearning Design. http://elearninginfographics.com/visual-perception-laws-in-elearning-design-infographic/

Другие источники:

  1. Блум П. Психология всего: что сострадание, отношения полов и расизм говорят о природе человека? http://www.meteor-city.top/bloom-psychology
  2. Кузнецов М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры. https://psy.wikireading.ru/8630
Фев 16, 2017Мария Голованова
Темы раздела
визуальное мышление : 60 законы восприятия : 25 годовые отчеты : 10 конференция : 42 видео-инфографика : 18 Роберт Косара : 1 теория информационного дизайна : 16 инфографика : 44 история инфографики : 18 BI : 3 аналитика данных : 1 дэшборд : 4 тренды : 9
Мы в Facebook, ежедневно

Unable to display Facebook posts.
Show error

Error: Server configuration issue
Please refer to our Error Message Reference.
Для авторов
Приглашаем авторов по теме инфографики к сотрудничеству. Политика обработки персональных данных и пользовательское соглашение.
Контакты

Infographer – это агентство инфографики и образовательный ресурс об инфографике. Офисы в Москве и Гааге, работаем для клиентов со всего мира (контакты).

Адрес: Москва, Ленинский просп. 30А

Телефон: +7 916 628 47 64

Имейл: mg@infographer.ru

Пишем для вас с 2009 года © Infographer, при перепечатке ссылка обязательна. 16+