За последние несколько лет довольно сильно изменилось отношение к понятию «персональные данные». Сейчас каждый из нас знает, каким образом может быть получен доступ к его личной информации, как она может быть использована и даже монетизирована. Нам известно и о тех опасностях, которые эта информация представляет в том случае, еcли ее владелец не осознает своей собственной открытости: простая привычка чекиниться в определенных местах может повлечь за собой не только месяцы безобидной таргетированной рекламы, но и активизацию гораздо более страшных механизмов, которыми пользуется Агентство Национальной Безопасности США. Как для персональных данных, так и для информации, которая находится в открытом доступе, наступили непростые времена, но это — лишь начало рассвета инновационных способов работы с данными.
Среди тех, кто всерьез озабочен этими вопросами — информационный дизайнер Николас Фелтон. На протяжении своей переменчивой карьеры — и как один из дизайнеров Хроники Facebook, и в своем собственном приложении по сбору персональных данных Daytum, и в постоянно меняющихся личных годовых отчетах — Фелтон неизменно переводит данные в концептуальную область и изобретает новые способы визуализации математических данных.
Австралийское агентство Portable Studios задало Николасу неслько вопросов о новых сложностях, возникающих на пути персональных данных, об эффективных способах сбора и о том будущем, которое им предстоит.
Portable Studios: В первую очередь самое важное — чем занимается информационный дизайнер?
Николас Фелтон: На мой взгляд, информационный дизайнер — это тот, кто берет базу данных или отчеты приложений и преобразует эти сведения в систематизированные изображения, визуальные материалы, графики и диаграммы.
На конференции Semi-Permanent в Мельбурне вы говорили об элементах дизайна, которые изменяются посредством добавления математического элемента. Каким образом, по-вашему, продолжится влияние математики и данных на дизайн будущего?
Цифры становятся новым элементом коммуникации — это еще одна задача, которую нам предстоит решить. Все вокруг производят так много данных, но пока не догадываются, как извлечь из них хоть какой-то смысл, поэтому становится обязательным создание инструментов и техник, которые смогут помочь людям понять свою собственную жизнь. И нам, как дизайнерам, важно не позволить экселю диктовать, как будут выглядеть данные будущего.
Уже многие годы вы собираете свою личную информацию в «Годовые отчеты», как они изменились с тех пор, как люди стали уделять больше внимания данным и тому, как мы их используем?
Мне кажется, что для данных наступило действительно сложное время: так как люди наконец начинают их осознавать, и, как это случается со всеми мощными технологиями, возникает как ожидание положительного эффекта, так и страх перед неизвестностью. Любая сильная технология, например телевидение или телефон, когда-то переживала такой этап, встречалась с теми же проблемами. Наша миссия — обнаружить способы ответственного использования этих данных и расширить возможности их применения.
Кстати, о расширении возможностей, благодаря этой все увеличивающейся осведомленности, увидим ли мы изменения в том, как пользователи воспринимают и собирают свои собственные данные? Можете ли вы представить, что все вокруг станут использовать инструменты вроде ваших монетизированных отчетов или скорее будут пользоваться своими собственными методами?
Да, по-моему ценность персональных данных — это именно то, из чего люди смогут получать непосредственную выгоду, ведь многие компании уже экспериментируют в этом направлении. Например, вы говорите: «Я не против постоянно делиться сведениями о моем местонахождении», а затем, возможно, получаете за эту информацию $3 или даже $300 в год, мне кажется, что никто еще не догадался об эффективности такого приема.
Одна из наиболее важных проблем, которую предстоит решить — контроль над той информацией, которая фактически не отслеживается, о которой вы даже не догадываетесь, о том, что телефонная компания мониторит использование мобильного телефона без вашего ведома. Хороший пример — выбросы CO2 (углекислого газа), вы ничего не можете с этим поделать до тех пор, пока не существует рынка, но когда он под контролем, вы можете навесить на него ценность.
Мы обратили внимание, что в ваши годовые отчеты вы не включаете сведения ни о деньгах ни о здоровье…
Мне кажется,что информация о здоровье — очень личная, немногие понимают, что открывая доступ к таким данным, вы накладываете на себя серьезные обязательства. Упоминания денег я избегаю по тем же причинам.
Как вы думаете, смог бы Daytum стать популярным инструментом контроля над тем, как мы используем свои персональные данные и делимся ими. Смогут ли пользователи монетизировать свои собственные данные при помощи Daytum или он целиком и полностью аналитический?
Вообще Daytum был задуман как инструмент сторителлинга: когда я составлял свои годовые отчеты, мне захотелось завести «стенографиста», который будет в очень четком и сжатом формате фиксировать факты из моей жизни через Twitter. Я подумал, а что если еще больше сократить записи этого стенографиста, до такой степени, что опыт будет ограничен несколькими итоговыми цифрами, которые превращаются в большую историю жизни? Например, если вы считаете каждый посещенный вами рок-концерт, каким образом итоговая сумма концертов раскрывает ответ на вопрос о вашей любимой группе? Это было движущей силой Daytum — он дает людям новый способ выразить себя.
В какой-то степени это попытка отодвинуть на задний план все известные нам способы делиться информацией. Такой подход дает возможность быть кратким, но в то же время собрать огромное количество данных.
Конечно, это попытка документировать события для исследования себя самого, так можно выяснить, например, что ваша любимая телепередача — это одно, а телепередача, которую вы смотрите чаще и дольше других — совсем другое. Мне кажется, что это восхитительный способ самопознания.
Вы можете познакомиться с полным портфолио Николаса Фелтона на его личном сайте или зафолловить его в Twitter. Daytum можно скачать здесь.