Сегодня мы расскажем вам удивительную историю о том, как немецкий гинеколог научился преобразовывать науку в визуальную поэзию и заложил один из весомых кирпичиков в фундамент современной информационной графики. Еще в самом начале двадцатого века — тогда, когда мир не знал слова «инфографика» — Фриц Кан, ученый, врач и писатель, уже превращал сухие научные факты в сногсшибательные сюрреалистичные иллюстрации.
К 125-летнему юбилею Кана издательство Taschen, которое смело можно назвать вдохновителем современной визуальной культуры, выпустило монографию пионера визуализации. В книге собраны наиболее важные из его работ, которые сохранились после того, как фашистское правительство Германии занесло творчество Фрица Кана, еврея по происхождению, в “список вредной и нежелательной литературы” подлежащей сожжению. Монография открывает перед читателем иллюстрированный мир, населенный крылатыми рыбами, парашютистами размером со стрекозу и лодками-эритроцитами. Однако, несмотря на кажущуюся сказочность ее содержания, эта книга представляет собой незаменимый учебник по информационной графике для современных визуализаторов.
Издательство Taschen посвятило Фрицу Кану дизайн своего нового магазина в Берлине.
Сам Кан не был художником, но это не мешало ему собирать вокруг себя талантливых иллюстраторов, которые смогли воплотить его поэтические образы в произведениях, стилистическое разнообразие которых простирается от сюрреалистических картин до фото-коллажей и комиксов. Он был талантливым переводчиком с языка науки, умел стряхнуть с научных идей налет отчуждающей сложности и привлечь к ним внимание массового зрителя. В своих работах автор стремился изобразить общую картину человеческого тела в свете современной медицины, химии и биологии, чтобы объяснить широкой публике, как устроена жизнь внутри нас.
Как ученый Фриц Кан понимал склонность мозга к визуальному восприятию, как визуализатор — осознавал безграничную силу графики в деле убеждения и объяснения сложных вещей простым языком, как врач он знал насколько важна визуализация биологических процессов тела для дальнейшего исследования его внутренней работы.
Фриц Кан представлял человеческое тело как «индустриальный дворец», наполненный хитрыми механизмами, шестеренками, многофункциональными заводами, сложной сетью проводов, транспортеров и труб, работой которого управляют маленькие человечки за большими пультами управления в его голове. По картинам «дедушки инфографики», как называют его многие, можно учиться непростому искусству сравнения. Ему удавалось сопоставлять несопоставимое: биологические механизмы тела и технические новшества своего времени, например, устройство человеческого уха он сравнивал с устройством автомобиля, а структуру птичьего пера — с железнодорожным полотном.
В работах Кана можно найти удивительные примеры раннего информационного дизайна, например, работа под названием «Ежедневный рост волос», в которой проиллюстрирован факт, что каждый волосок на голове человека за один день вырастает на 0,25 миллиметра. Сам по себе этот ничем не привлекательный факт – очередная скучная абстрактная цифра. Но в работе Кана суммарная длина вырастающих за день волос представлена в виде одного тридцатиметрового волоса, который обвивает тело девушки. Часы на участке волоса длиной в 1 метр указывают на скорость роста.
Посредством этих иллюстраций ученый разрабатывал инновационные визуальные метафоры для понимания науки человеческого тела. Приблизительно в то же время австрийский социолог и философ Отто Нейрат создавал Isotype — визуальный язык, который послужил основой для использования пиктограмм в инфографике. По словам Стивена Хеллера, автора десятков книг по графическому дизайну, Кан и Нейрат были «двумя половинками одной пирожковой диаграммы», несмотря на то, что в жизни они не были знакомы. Каждый из них стремился создать точный язык графического дизайна, который смог бы прийти на смену существующего жаргона.
Кроме этого, Кана можно назвать пионером интерактивного повествования: задолго до возникновения интерактивных технологий он трансформировал художественные образы из статических объектов, предназначенных для пассивного наблюдения, в активное приглашение взаимодействовать, воображать и задаваться вопросами.
Концептуальные иллюстрации Кана поставили с ног на голову отношение текст-изображение. Иллюстрация перестала быть просто наблюдаемым объектом, но скорее стала «агентом», открывающим новое пространство для воображения зрителя. Она делает вызов, заставляет зрителя исследовать это новое пространство самостоятельно, чтобы обнаружить в нем свое место и найти оттуда новую перспективу.
Монография «Fritz Kahn» весом почти в три килограмма содержит более 350 иллюстраций, предисловие Стивена Хеллера и эссе о жизненном пути Фрица Кана. Эта книга — дань уважения многогранному таланту забытого ученого — будет интересна как любителям естественных наук, так и профессионалам в области информационной графики и визуализации.
— Посмотрите изображения по ключевому слову Fritz Kahn в Google Images.
— Купите книгу в интернет-магазине Amazon.