Один из способов эффективно подать информацию — это заменить насыщенные текстовые слайды презентации на визуально структурированные и от этого понятные документы, которые можно прислать коллегам заранее. Нэнси Дуарте, руководитель компании Duarte, называет их Slidedocs и написала о них целую книгу (на английском). А мы тоже уже однажды публиковали статью о том, как Нэнси использует PowerPoint для работы с текстами, набросками и макетами — из нее можно почерпнуть основные идеи создания таких документов. Но документы документами, а что же тогда делать с самой презентацией?
Допустим, перед презентацией вы подготовили красивые, понятные документы для предварительного чтения. Вы их разослали. И допустим, коллеги их даже прочитали/пробежали глазами. Возникает вполне законный вопрос: «А что же я буду им презентовать, ведь они уже все знают?».
Тут важно осознать: ознакомиться с материалами и их понять — это две разные вещи!
Другими словами, одно дело, когда ваши коллеги открыли файл, пробежались по нему глазами, и совсем другое, если они его распечатали, глубоко и внимательно вчитались и сделали себе заметки. Едва ли ваши коллеги из второй категории. И если они из первой (что наиболее вероятно), то хорошо бы начать с того, чтобы освежить их память и следом перейти к вопросам.
Итак, вы бегло прошлись по основным пунктам, спросили, есть ли вопросы. Или допустим, ваши коллеги и правда вчитались в текст. Это отличные новости! Они уже изучили всю статистику, все диаграммы, всю аналитку. Теперь вы можете рассказать им захватывающую историю.
Когда люди слышат слово «история», некоторые обижаются, другим кажется, что это не серьезно (привет аналитики). Но давайте разберемся:
- История не значит, что надо обязательно начинать с «и вот однажды, жили-были, давным-давно» и так далее. И не значит, что вам нужно писать киносценарий. Это значит, что вы рассказываете, что произойдет с конкретным человеком или группой людей (реальными или вымышленными) по пути из точки А в точку Б (из настоящего в будущее). Это значит, что вы используете понятную структуру — начало, середина, конец.
- История вовсе не должна быть длинной. В большинстве случаев, идеальный вариант — это двухминутная история, после которой как раз можно нырнуть уже в глубокое изучение материала.
- Самый простой способ рассказать историю — это поселить персонажа (или персонажей) в ваши данные. Например, если ваши данные о часто летающих пассажирах, расскажите о дне из жизни такого пассажира. Если речь идет о емкости вашего сайта, расскажите историю о том, что происходит с пользователем, когда сервер перегружен. Если данные о том, что пора поменять программное обеспечение для HR, расскажите о том как пользователь мучается с текущим ПО.
Давайте разберем на примере. Допустим, вы работаете в крупной компании в отделе HR и отвечаете за продуктивность и эффективность. Вы провели исследование и обнаружили, что в среднем каждый сотрудник тратит 15 минут в год, на то чтобы заполнить данные о льготах. Хорошая статистика. Понятная статистика. Но это явно не то, что сдвинет ситуацию с мертвой точки. Что значат, какие-то там 15 минут в год?
Но вы то знаете, что это очень важно! Как же вам донести эту информацию до руководителя? Так вот, если вы включите сюда человеческий фактор и соберете из своей статистики историю, получится что-то такое:
Вот Тод. Он маркетолог. Каждый год в ноябре ему приходит e-mail с напоминанием обновить информацию по льготам. Его жизнь не сильно изменилась за этот год — он не женился, у него не появились дети, медицинская страховка осталась той же. Идеальным вариантом для Тода было бы сказать: «Эй, у меня все так же, как в прошлом году, дайте мне те же льготы».
И вот тут появляется проблема. Для того чтобы просто сказать «у меня все так же, как в прошлом году», ему нужно: найти свой паспорт, ответить на те же 42 вопроса так же, как в прошлом году, поставить галочки во всех нужных местах. Кажется, что это не так много, но у большинства сотрудников на это уходит 15 минут.
И как показывает статистика, ситуация 70% сотрудников не меняется от года к году. А теперь давайте посчитаем. В компании 500 человек. 350 из них каждый год тратят 15 минут в год зря. Это 87,5 часов, которые люди тратят просто для того, чтобы поставить галочки там же, где и в прошлом году! И с этим однозначно нужно что-то делать!
И у меня есть решение — «Супер ПО для льгот», благодаря которому можно автоматизировать процесс. И в ситуации, когда у сотрудника «все так же, как в прошлом году», ему не нужно будет заполнять все с ноля. Я отправил вам документ, в котором описал, что мне нравится в этом ПО. Давайте вместе пройдемся по этому файлу и я отвечу на любые имеющиеся у вас вопросы.
Вот теперь все внимание ваших коллег направлено на вас!
Возможно, вам кажется, что рассказывать историю — это странно, неестественно или даже рискованно. Вам потребуется больше усилий, больше времени. Но спросите себя — насколько больше времени в долгосрочной перспективе сэкономит то, что люди сейчас поймут и оценят то, о чем вы говорите? Мало, кто так делает. А значит, вы точно будете выигрышно выделяться на фоне.
Большинству кажется странным презентовать то, что было уже разослано, и они не вкладывают усилий в презентацию. Они буквально повторяют те же слова, что были в документах. Вместо этого подготовьте своих коллег понятными слайддоками, расскажите им историю во время презентации и подведите черту. Так ваша презентация будет иметь намного более глубокий эффект.
Перевод с английского, оригинал: Power of the Pre-Read: Make Mighty Recommendations Through Story
Автор — MIKE PACCHIONE