Вот и завершился первый этап конкурса на разработку новой карты московского метрополитена. Определены три финалиста, чьи работы по мнению жюри максимально соответствовали поставленной задаче. Это — Студия Лебедева, дизайнер Илья Бирман и дизайнер РИА “Новости” Антон Мизинов.
Во всех проектах схем учтены почти все основные требования, обозначенные организатором конкурса — более детальная проработка пересадочных узлов, перехватывающие парковки, аэроэкспрессы, электрички, названия станций на латинице, лифты для инвалидов. Конечно же, все карты имеют различия в визуализации и глубине проработки — хотя авторы не скрывают, что подсматривали друг у друга интересные решения.
Голосование открыто с сегодняшнего дня на сайте dt.mos.ru/metro/ — доступно для всех, заходите и голосуйте! Также вы можете напечатать карты в большом размере. Давайте обсудим представленные варианты?
Существенное отличие московского метро от многих прогрессивных западных аналогов — именование станций. Практически каждая станция каждой ветки имеет собственное название, и поэтому станции пересечений имеют двойные, а зачастую и тройные-четверные названия. Это существенно увеличивает количество информации которую необходимо разместить, а вкупе с обязательной транслитерацией — делает карту уже совсем перегруженной. В западных транспортных системах наоброт — пересечение нескольких станций называется, как правило, единым названием транспортного узла.
Схема Студии Лебедева
Надо сказать, что Студия Артемия Лебедева занимается картой метро уже много лет. Неудивительно, что глубина их проработки в отдельных местах потрясает, а количество затраченных человеко-часов видно невооружённым взглядодм. Схема максимально из всех привязана к реальной географической карте Москвы, причём, в отличие от иных конкурантов, также и к кольцевым автодорогам Москвы — на ней обозначены основные транспортные магистрали (МКАД, Садовое и Бульварное кольца, шоссе и улицы), реки, водоемы, причалы, крупные парковые зоны, основные узнаваемые достопримечательности города.
Пересадочные узлы, состоящие из более чем 2-х станций, изображены кольцами. На единственном пересадочном узле между 4-мя станциями впервые четко видно, что нет прямого перехода между станциями Боровицкая и Александровский сад. Описывая процесс работы над картой, авторы отдельно подчеркивают своё ликование по поводу такой формы.
Для поиска станций на карте — предусмотрена координатная сетка и алфавитного указателя. В целом, карта отличается глубокой проработкой элементов, иллюстрирующих заключенную в ней полезную информацию. Много «фишек», на которые нужно время. Например, линии веток метрополитена перекрывают друг друга в соответствии с реальной глубиной залегания. Карта проработана «послойно», и имеет множество вариаций — станционная, вагонная, и т.д.
Схема Антона Мизинова
Первое основное отличие данной схемы — смелая попытка отойти от привычного образа круга в изображении кольцевой ветки. Кольцо здесь реализовано в виде восьмиугольника. В результате — гораздо бОльшее пространство в центре отдано для названий станций и линий. Схема выглядит свежо и нестандартно (при этом достаточно привычно) за счет тго, что большинство линий расположены под углом в 45*. Тем не менее, это играет с схемой злую шутку — она становится более замусоренной за счёт изгибов, которые невозможно не сделать в некоторых местах, чтобы соблюсти принцип.
Из всех трёх карт это единственная, которая изображает станции в самом привычном москвичам виде — круглых маркеров. Но за счёт этого, переходы на карте реализованы черезчур ярко, что делает карту достаточно сильно «замусоренной» цветом и жирными элементами.
Общее проектирование станций также реализовано с учетом привязки к реальной карте метрополитена.
Схема Ильи Бирмана
Илья не первый год занимается проектированием карт, и много лет критикует карты Студии Артемия Лебедева. Его проект — максимально приближенный к существующей схеме. Без радикальных нововведений, выполненный с учетом всех требований. Именно она больше всего похожа на полноценную транспортную схему, доработанную в части визуальной составляющей. Надо отметить, что Илья — из Челябинска, поэтому для него метро — не ежедневный транспорт, и, возможно, это даёт немного иной угол зрения на то, как навигироваться в поздемном московском пространстве.
Схема Ильи — наиболее чистая, минималистичная по оформлению пересадочных узлов и дополнительной графике — и от этого выигрывает в удобстве для глаза, и для навигации. Тем не менее, так как общественности представлены «промежуточные» варианты (с выключенными доп.слоями информации о строящейся части метрополитена) — то пока неясно, насколько его решение масштабируемо. В этом плане представленный Лебедевым вариант уже продемонстрирован «с максимальным боекомплектом» и вызывает доверие.
Также, Илья придумал весьма интересное расширение индекса станций — как найти станцию, не замусоривая координатной сеткой? На первый взгляд решение весьма неудобное, но… посмотрим что скажут граждане Москвы на голосовании.
Его вариант, и вариант Студии Лебедева удивительно похожи по многим аспектам. Неудивительно, ведь Илья (ссылка на блог) и Людвиг [Быстроновский, арт-директор Студии Лебедева, ссылка на блог] активно публиковали промежуточные результаты работы, и даже вступали в полемику. Хотя, возможно, оба создателя приблизились к священному граалю идеальных форм:)
Интервью
Сегодняшнее выступление двух из трёх финалистов в эфире телеканала Дождь (в эфире отсутствует студия Лебедева):
Сегодня
Карты уже вывесили в метро на некоторых станциях и переходах, на всеобщее обозрение! И они активно собирают недоумённую публику 🙂
PS А что же Инфографер?
Инфографер не попал в число финалистов. Комментировать этот факт наша пресс-служба отказывается 🙂 Но признаёт победителей достойными.