Сегодня все чаще говорят об инфографике (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; греч. γραφικός – письменный) – графическом способе подачи информации, данных как о новом слове в журналистике. А последние прогнозы свидетельствуют о том, что «инфографика как часть журналистики данных, безусловно, будет трендом 2013-2014 гг.»1. Многие практики и теоретики СМИ уверены, «что за ней будущее, т.к. это некая агрегирующая форма подачи информации, которая в идеале может включать видео, аудио, пролистывание фотографий. Вместе с тем, инфографика не должна входить в противоречие с большими текстовыми форматами»2.
Если на сайтах печатных СМИ инфографика появилась и стала бурно развиваться сравнительно недавно, то в печатных версиях газет она присутствует уже очень давно. «Дейли курант» (Daily Courant), английская газета начала XVIII в., еще в 1702 г. опубликовала материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту Кадиз3. Журналист снабдил материал географической картой, на которой отметил места встречи монарха. В начале XIX в. графика стала постоянной составляющей криминальной хроники в «Таймс» (Times).
Сегодня инфографика не ограничена печатным форматом, на сайте она часто становится интерактивной. Сейчас «Инфографика развивается по двум основным направлениям. Первое – инфографика как часть документалистики и другое направление – простые графики, диаграммы»4, – рассказывает Алексей Новичков, заместитель руководителя студии инфографики «РИА Новости». Первое направление – инфографика интерактивная. «Это почти документальное кино, компьютерная игра. Документальная инфографика – это масштабные проекты, над которыми работают продюсеры, группа дизайнеров, журналисты. На такие проекты уходит от нескольких месяцев до полугода»5, – поясняет А. Новичков.
Почему инфографика получает бурное развитие на газетных сайтах?
В условиях все увеличивающегося потока информации все более значимой становится роль СМИ в фильтрации важной информации и предоставлении ее в быстро усваиваемой форме. Ведь «мультизадачный режим работы» (multitasking)6 современного потребителя информации подразумевает, что он одновременно смотрит ТВ, разговаривает по телефону, пролистывает страницы газет и делает запрос в поисковой машине интернета. Визуализация данных (карты, графики, диаграммы и т.д.) помогает пользователям легче и быстрее усвоить информацию, разобраться в сложных понятиях, особенно в тех случаях, когда материал включает статистические данные и цифры.
Очень многое становится понятнее именно через изображение или в его сопровождении. «Как работает сердце, где будет перекрыто движение на праздник, что находится под антарктическими льдами – количество вопросов, в которых помогает разобраться инфографика, бесконечно»7.
Развитие инфографики на газетных сайтах связано также с возрастающей ролью социальных сетей. Невозможно передавать некоторые новости всего в 140 символах. Но, так как инфографику можно сохранить в формате JPEG, ее легко загрузить вместе с несколькими короткими сообщениями и, таким образом, рассказать читателям целую историю с помощью одного изображения8. В «АиФ» инфографика, которая «часто публикуется в социальных сетях, привлекает интерес пользователей, обеспечивая дополнительный трафик сайту»9, – рассказывает Сергей Кондратьев, руководитель отдела дизайна, инфографики и иллюстрирования «АиФ». Нельзя не принять во внимание и то, что «к статье после ее публикации на сайте обращаются мало, а инфографика – это “долгоиграющая вещь” на 2-3 года, т.е. это дополнительный трафик сайту на длительное время»10, – говорит Михаил Симаков, – ведущий дизайнер отдела инфографики газеты «Московские новости».
Говоря о причинах развития инфографики, нельзя забывать и о том, что люди во всем мире все меньше читают. Во многом из-за этого инфографика становится приоритетным направлением не только на газетных сайтах традиционно смотрящих стран — таких, как Италия, Испания, США, но и на сайтах российских изданий: «Вечерней Москвы», «АиФ», «Московских новостей» и др. Ведь Россию уже давно нельзя называть «самой читающей страной мира». В мае 2013 г. «Левада-центр» провел опрос, в котором приняло участие 1601 человек в возрасте 18 лет и старше – жители городов и сельской местности. 44% респондентов заявили, что не читают книг11. «Если раньше блогеры писали в ЖЖ, то теперь многие перешли на видеопосты в YouTube. А инфографика – это как раз форма восприятия визуальной информации. В этом смысле можно сказать, что сегодня это очень важное направление»12, – отмечает М. Симаков.
Вот почему все чаще инфографика воспринимается как один из наиболее эффективных инструментов для привлечения внимания пользователей информации. «Не удивительно, что все большее число газет и журналов создает отделы инфографики»13
Создание отдела инфографики
Такой отдел может включать всего двух специалистов, а может быть огромным подразделением, которое объединяет дизайнеров, художников-иллюстраторов, 3D-визуализаторов, программистов, редакторов, картографов. Создание отдела инфографики – проект дорогостоящий. Необходимо иметь в виду, что, помимо зарплаты сотрудникам, каждый год придется обновлять оборудование, программное обеспечение, возможно, оплачивать обучающие и развивающие специалистов командировки.
Создание отдела инфографики «на первых порах будет стоить от 250 000 руб. в месяц. В эту сумму входят оплата услуг нескольких специалистов и покупка программного обеспечения»14, – говорит М. Симаков. Нужно понимать, что развитие инфографики на сайте окупится не сразу. С течением времени отдел будет работать все быстрее. «То, что мы делаем сейчас, мы часто собираем из того, что уже есть – у нас имеется набор иконок и библиотека отрисованных объектов на разные события. Как правило, из 12 иконок нам нужно дорисовать всего две, модель инструментов будет постоянно нарабатываться»15, – поясняет Симаков.
Сотрудники отдела инфографики, как правило, имеют опыт работы в графическом дизайне. В идеале сотрудник такого отдела должен знать языки программирования; владеть разными смежными дисциплинами: знать литературу, драматургию, искусство, психологию, точные науки.
Как организовать работу отдела инфографики?
Рассмотрим два основных подхода к организации работы службы инфографики на примере «АиФ» и «Московских новостей».
Если СМИ решило развивать инфографику на сайте, «в редакции должны понимать, что создание инфографики – это работа не для одного или нескольких сотрудников (дизайнера или группы дизайнеров), а для всего редакционного коллектива: журналистов, редакторов, которые должны будут работать в тесном контакте со специалистами по инфографике»16, – говорит А. Новичков.
Основная проблема при развитии инфографики – это налаживание взаимодействия между журналистами и дизайнерами. Один из вариантов ее решения – привлечение специальных редакторов, которые выступают связующим звеном между журналистами и дизайнерами. В «АиФ», например, таким связующим звеном выступает служба актуальной справочной информации, которая состоит из руководителя и двух редакторов, – все трое умеют готовить текстовые задания для специалистов по инфографике. Заказчиком инфографики является интернет-редакция, тематику определяют на ежедневных и еженедельных планерках. Специалисты службы одновременно занимаются и другими форматами информационно-справочного текста: досье, подборками, специальными материалами в жанре «Вопрос-Ответ».
«Опыт “АиФ” показывает, что наличие такой службы, состоящей из редакторов, которые “причесывают” задание от журналиста для специалиста по инфографике, необходимо, – рассказывает Алена Кухарь, руководитель службы актуальной справочной информации “АиФ”. – Как мы ни просим журналистов готовить правильное текстовое задание, они все равно допускают ошибки. Поэтому и продуктивна именно такая схема работы»17. Если изначально темой для инфографики будет заниматься редактор справочной информации, это займет у него не меньше трех часов – тема может быть совершенно новой. Если речь идет о связке профильный журналист и финальное «причесывание», то времени уходит гораздо меньше.
Здесь, конечно, возникает вопрос: по каким критериям выбирать специалистов в такую службу? Алена Кухарь обращает внимание на то, что сотрудники подобного подразделения должны «во-первых, уметь работать с большим объемом информации и, во-вторых, уметь выделять главное и оформлять все очень кратко и очень лаконично. Третье требование – человек должен уметь структурировать информацию»18. Очень важно также, чтоб сотрудник такой службы быстро понимал, какой информации не хватает: ведь один из ключевых моментов для инфографики – полнота данных. Журналист, работая со статьей, может обойти отсутствие каких-то фактов с помощью текстовых механизмов, в инфографике этого сделать нельзя.
Что касается образования сотрудников таких служб, то это совсем не обязательно люди с профильным журналистским образованием. «Это работа не журналистская – это работа информационщика»19, – поясняет А. Кухарь. Таких специалистов в нашей стране пока очень мало. Специалисты службы актуальной справочной информации «АиФ» проводят вебинары для региональных отделений «АиФ», на которых рассказывают о ключевых ошибках, которые возникают при работе с созданием текстовых заданий для дизайнеров.
При создании отдела инфографики можно пойти по другому пути – «выращивать» журналистов, которые будут самостоятельно готовить данные для дизайнера. В отделе инфографики «Московских новостей» «с 2012 г. начали готовить таких визуальных журналистов, т.е. журналистов, которые могут самостоятельно структурировать данные»20, – рассказывает М. Симаков.
Основные ошибки журналистов при работе с данными и формулировании заданий для дизайнера
Если не создавать специального подразделения – связующего звена между редакцией и дизайнерами, нужно быть готовым к тому, что последние, во всяком случае, на первых порах, будут получать несистемные, неструктурированные данные, недовычитанный текст и к тому же столкнутся с неграмотно сформулированной темой. Нужно понимать, что дизайнеры не будут править пунктуацию, орфографию. Они просто перенесут текст на график. Поэтому перед отправкой текстового задания нужно быть уверенным, что 90% его не изменится. Если редактировать что-то уже после внесения в схему, это будет дополнительный пласт работы. Журналист также должен понять, каким образом он будет освещать тему, до того, как текст перейдет к дизайнеру. «У дизайнера нет времени заниматься аналитикой, он это и не сможет сделать. Очень тяжело переключаться с эстетической задачи на аналитическую. Поэтому постановка задачи лежит полностью на пишущих людях»21, – говорит Алексей Новичков. Действительно, пишущий человек очень редко приходит и говорит, зачем он хочет инфографику. Вопрос «зачем» (или «для чего» – ключевой. То есть журналист должен четко понимать, на чем он хочет акцентировать внимание: «…как работает 3D-принтер? Или он хочет показать, что это первый 3D-принтер, сделанный в России. Нужно сконцентрироваться на чем-то одном»22, – поясняет М. Симаков.
Есть такой стереотип, что инфографика – это статистика, журналисты иногда приносят дизайнеру сухие статистические данные, которые не составляют историю. Любую статистику можно изобразить в серии диаграмм, сделанных в программе Mc Word. Инфографика – это те же данные, но связанные общей историей.
Или, например, «пишущий журналист видит таблицу и думает: “таблицу никто читать не будет, может, ее отдать в инфографику и ее красиво раскрасят?” Не обращайтесь с подобными просьбами к специалисту по инфографике»23, – предупреждает М. Симаков.
Одна из самых частых ошибок – прийти к дизайнеру, не сделав визуализацию, не проанализировав данные. Нельзя, например, в одном столбце таблицы давать и килограммы, и граммы, и количество штук – это невозможно визуализировать. «Журналисты иногда неаккуратно оформляют данные: начинают сращивать ячейки, в то время, когда должны быть четкие, ярко выраженные столбцы»24, – говорит А. Новичков.
Еще одна типичная ошибка: происходит какое-то событие и журналист отражает его какой-то одной цифрой. Например, на митинг пришло 1150 человек. Для инфографики это не интересно, это просто цифра. Нужны сравнительные данные, «например, сколько приходило в прошлом году. А еще лучше, если показать в какой момент, сколько приходило (с 12 до 13 пришло 3 человека, а с 13 до 14–50 и т.д.)»25, – поясняет М. Симаков.
Основные способы предоставления инфографики на сайте
Существуют два основных типа инфографики – статическая и динамическая. Последняя содержит элементы интерактивности или анимации. Если статическую инфографику можно сделать довольно быстро – за полчаса, то на создание динамической инфографики (которая, как правило, включает в себя многоуровневую навигацию, анимированные ролики, управляемые 3D-объекты, интегрированные фото- и видеоматериалы, звуковое сопровождение и др.) может уйти от недели до нескольких месяцев. Поэтому начинать развивать инфографику на сайте нужно со статической инфографики.
1) Советы или Объяснялки (расшифровка сложного – в простом).
2)Рецепты в инфографике, которые можно распечатать, сохранить – и пользоваться на практике.
Опыт «АиФ» показывает, что это очень продуктивное направление.
3) Тайм-лайны – истории, рассказанные в хронологическом аспекте.
Это рассказы как о вехах жизни знаменитых людей, так и истории развития каких-нибудь организаций.
(с) РИА новости
4) Инфографика в цифрах и фактах.
В цифрах и фактах можно давать все, что угодно (вода в цифрах и фактах, мировой океан, космос и т.д.). Такая инфографика не обладает какой-то добавочной стоимостью, как объяснялки, памятки и инструкции.
5) «Ми-ми-ми» инфографика – поджанр инфографики в цифрах и фактах. Подбор трогательных фактов на определенную тему.
Ко Дню защитника отчества еженедельник «АиФ» делал инфографику «Отцы в цифрах и фактах». Были подобрано 5 очень трогательных фактов в цифрах (как реагирует отец на плач младенца в первые годы жизни, кому в семье доверяют девочки, кому – мальчики и т.д.). «Это трогательные вещи, которые провоцируют какие-то положительные эмоции. Если хоть один человек после этого обнимет родителя, будет здорово»26, – поясняет А. Кухарь. Правда, для серьезных изданий, такой поджанр, наверно, не подходит.
На этих жанрах статичная инфографика, конечно не ограничивается. Еще можно, например, делать инфографику – «оперативное реагирование на события», например, на какой-нибудь улице взорвался автомобиль или упал самолет. Тогда будет нужен дизайнер, который умеет хорошо и быстро рисовать карты. Правда, следует иметь в виду, что информагентства сделают это быстрее и качественнее.
Можно ли журналистам самим создавать инфографику?
Очень многие вопросы можно решить, не обращаясь к дизайнеру. Кстати, в редакциях зарубежных СМИ, как правило, нет такой практики, что одни люди пишут текст, а другие делают к нему инфографику. Обычно пишущие журналисты сами учат дизайнерские программы и начинают делать визуальную журналистику.
Сейчас в интернете есть много сервисов, которые позволяют визуализировать данные на основе существующих шаблонов. Среди наиболее известных – easel.ly, piktochart и infogr.am. Журналист может внести свои данные в этот сервис, выбрать один из существующих шаблонов и задать композицию: какие-то данные поднять ниже, какие-то – выше, на что-то обратить внимание, расставить акценты. «Для журналиста подобные сервисы полезны и тем, что он может сделать не окончательный, а черновой вариант инфографики, ему будет легче донести свою идею до дизайнера»27, – говорит С. Кондратьев.
Многие дизайнеры рекомендуют журналистам пользоваться Google Fusion. Он позволяет визуализировать данные из Excel таблицы с помощью различных способов: интерактивных графиков, карт, на которых ставятся автоматические метки. «Я был в прошлом году на конференции в Брюсселе. Журналисты рассказывали, как они сами, не обращаясь к дизайнеру, делали инфографику, используя этот ресурс»28, – рассказывает А. Новичков.
Дизайнеры советуют и другие инструменты Google для работы с данными: Google Google Zeitgeist; Google Public Data; Google Ngram Viewer. А также программу Gephi, распространяемую в интернете, которую можно использовать для построения диаграмм, ну и, конечно, все инструменты, которые есть в Adobe Illustrator.
В некоторых случаях дизайнер сделает то же самое, только в других программах. «Но все дело в том, что, если пользоваться, например, только инструментами Google, у вас не будет эстетического начала. То есть, у всех, кто будет их использовать без привлечения программистов и дизайнеров, получится то же самое, не будет индивидуальности. Дизайнеры могут, например, перекрасить цвета, и вы получите свои собственные карты»29, – поясняет Новичков.
Если журналисты хотят научиться визуализировать данные, дизайнеры советуют следующие книги по инфографике. Прежде всего, Джин Желязны «Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей» (М., 2004). Это книга о том, как человек понимает и воспринимает визуализацию. В ней много хороших примеров, подробно описывается, как сделать так, чтоб визуализация была понятной. Книжку можно назвать учебным пособием: там есть уроки, домашние задания.
Более серьезное издание – Владимир Лаптев «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» (СПб; М., 2012). В ней есть подробный экскурс в историю инфографики.
Еще одна книга – «Пособие по журналистике данных» под редакцией Д. Грея, Л. Чемберса, Л. Бонегру (М., 2013), — выпущенная Европейским центром журналистики и переведенная на русский язык сотрудниками «РИА Новости». В книге много примеров бесплатных сервисов, которыми пользуются журналисты для визуализации данных. Подробно разобраны различные проекты коллег из зарубежных СМИ.
«Журналистам и дизайнерам важно следить за отраслью в целом, посещать такие ресурсы, как: Infogra.ru, сайт “РИА Новости”, “Московские новостей”, ИТАР-ТАСС, ФОМ, журнал “Инфографика”, “Газета.ру”, http://5coins.ru/, http://infographer.ru/»30, – отмечает А. Кондратьев.
Автор: Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ)
Источник: Медиаскоп
- Инфографика станет трендом 2013-2014 годов, прогнозируют медиаэксперты // http:// http://ria.ru/society/20130326/929060947.html#13855466554524&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
- Интервью автора с А. Кухарь − руководителем службы актуальной справочной информации «АиФ». 2013. Июнь, 18.
- Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 4. С. 57.
- Интервью автора с А. Новичковым − заместителем руководителя Студии Инфографики «РИА Новости». 2013. Май, 30.
- Интервью автора с А. Новичковым.
- Marinho S.P., Tárcia L. Challenges and new ways of teaching journalism in times of media convergence // Brazilian journalism research. Vol. 4. 2008. №. 2. Semester, 2. P. 32.
- Я вам лучше нарисую – инфографика в «РИА Новости» // http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/wis/med/ru9353030.htm
- Newspapers Embrace Infographics // http: //www.infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
- Интервью автора с С. Кондратьевым − руководителем отдела дизайна, инфографики и иллюстрирования «АиФ». 2013. Июнь, 6.
- Интервью автора с М. Симаковым − ведущим дизайнером отдела инфографики газеты «Московские новости». 2013. Июнь, 17.
- Опрос: россияне не читают книги, не слушают музыку, не смотрят кино // http:// top.rbc.ru/society/18/06/2013/862253.shtml
- Интервью автора с М. Симаковым.
- Newspapers Embrace Infographics // http://www.infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
- Интервью автора с Михаилом Симаковым.
- Там же.
- Интервью автора с А. Новичковым.
- Интервью автора с А.Кухарь.
- Там же.
- Там же.
- Интервью автора с М. Симаковым.
- Интервью автора с А. Новичковым.
- Интервью автора с М. Симаковым.
- Там же.
- Интервью автора с А. Новичковым.
- Интервью автора с М. Симаковым.
- Интервью автора с А. Кухарь.
- Интервью автора с С. Кондратьевым.
- Интервью автора с А. Новичковым.
- Там же.
- Интервью автора с С. Кондратьевым.