В книге Handbook of Data Visualization, пока не переведенной на русский язык (автор Michael Friendly), представлена хорошая аналитическая работа об истории инфографики. Представляю свой вольный перевод этого материала, структурирующего разные события в истории интересного нам предмета.
Основные опорные точки по мнению автора:
- До 17 века – Ранние карты и диаграммы
- 1600-1699 – Измерения и теории
- 1700-1799 – Новые графические формы
- 1850 – Начало современной графики
- 1850-1900 – Золотой век статистической графики
- 1900-1950 – Смутные года
- 1950 – 1975 – Возрождение визуализации информации
- 1975 – н.в. – Интерактивная и динамическая визуализация
Принято думать, что информационный дизайн имеет сравнительно короткую историю. По факту же визуализация имеет очень развитые корни. История начинается с ранних карт и медицинских теорий. В дальнейшем прогресс в математике, торговле, сборе статистических данных и в науке в целом сильно ускорил развитие визуального мышления. Этот процесс проходил наравне с изменением технологий и методов по сбору данных, их хранению и передаче.
Все это дало очень благодатную и разнообразную почву для развития информационного дизайна, которую современные авторы часто игнорируют и начинают летоисчисление инфографики намного позже.
Пройдем по основным периодам: шкала времени показывает деление на «визуализационные периоды». Это деление условно, но каждый период характеризуется определенными особенностями и имеет свои причины возникновения и свои условия развития. К сожалению, в книге была возможность отобразить только простейшие ч.б изображения.
До 17 века – Ранние карты и диаграммы
Первое зерно визуализации зародилось в геометрических диаграммах, в таблицах положений звезд, иллюстрациях частей тела и в навигационных картах.
Среди ранних отображений количественной информации есть график перемещения звездных тел (найденный Funkhouser, повторенный Tufte), где в двумерной системе координат показано движение планет. Этот график служит хорошей иллюстрацией данного периода.
1600-1699 – Измерения и теории
Основными научными проблемами в 17м веке были те, которые относились к физическому измерению: времени, расстояния, пространства — с упором на карты и навигацию. Это время появления системы координат и аналитической геометрии, рождения теории вероятности и начала демографической статистики, появления теории о качестве жизни и простейшей экономической теории.
Иллюстрацией этого периода может стать работа Christopher Scheiner (1630), которая позднее у Тафти была названа приемом «маленькие множества»: повторение одного элемента много раз для иллюстрации динамики и происходящих изменений. На этой картинке запечатлены пятна на солнце, наблюдавшиеся в течение месяца.
Важно отметить что в эти годы встречаются не только отображения статистических данных, но и визуальные отображения теорий и абстрактных идей.
1700-1799 – Новые графические формы
В это столетие произошел выход за рамки «очевидного». На картах теперь стараются отобразить не просто точку географического местоположения, появляются контуры и изолинии.
Примеры эпохи: тематические карты геологических разломов, экономические выкладки и медицинские иллюстрации. Абстрактные визуализации становятся все более распространенными. Начинает накапливаться больше информации о политических и экономических событиях, соответственно становятся нужны новые визуальные формы для их отображения.
Ниже – один из первых примеров наложения дополнительных данных на географическую карту.
В это же время появляются таймлайны – «хронологические карты». Впервые такой вариант отображения информации предложил Jacques Barbeu-Dubourg, создавший «График всей истории».
Параллельно с ним Joseph Priestley впервые изобразил на временной шкале биографии 2000 известных людей.
А чуть позже он же предложил свою версию развития истории.
Начали использоваться геометрические формы: квадраты, треугольники, окружности — для сравнения площадей и демографических множеств. В это же время появляются возможности цветового кодирования благодаря трехцветной печати.
И уже тогда Европа платила налоги превышающие наши… Удачный пример совмещения различных визуальных форм. Обратите внимание на использование 2х вертикальных осей, что ныне считается не самым удачным ходом.
И в это же бурное столетие появляется миллиметровая бумага, на которой графики рисуются гораздо удобнее.
1850 – Начало современной графики
Плодородная почва предыдущих стадий помогла развить технику дизайна. В это же время до конца кристаллизовались основные виды графиков: круговая диаграмма, столбиковая, площадные и т.д.
Вместе с этим появляется масса интересных данных: в 1825 году Министерство Юстиции во Франции собирает статистику со всех департаментов и делает исчерпывающую базу дел, побывавших в суде. Эти данные в наложении с другими социальными болезнями общества были воспроизведены в работе «Моральная статистика Франции», которую можно назвать началом социальных наук. Она стала академической сенсацией того времени.
К этому же периоду относится и знаменитая визуализация холеры на улицах Лондона. Snow не был первым, кто нанес очаги заболевания на карту. До него это сделал Baker. В 1833 году он попробовал соотнести количество заболеваний с благополучностью района и плотностью населения. Но открытия не случилась: он не нанес систему водоснабжения, что сделал его последователь.
В 1844 Minard сделал революционный шаг: он поделил столбиковую диаграмму на части, да еще и дал им разную ширину. Так что один график стал сразу вмещать несколько показателей. Тем не менее активного использования этот график так и не получил (и до сих пор).
1900-1950 – Смутные года
Начались философские рассуждения и деление людей на «более визуальных» и «более табличных». Британцы считали себя более табличными. Девизом Британской академии в те времена был сбор данных («сбор пшеничных зерен»), а вот визуализация на их взгляд была уже из серии хлебопекарни.
В это же время все меньше стало рисованных от руки детальных иллюстраций.
В этот период (стык 1920-х — 1930х годов) ведёт свою активную работу Отто Нейрат, основоположник Isotype. Начав данную работу как визуальный аналитик и филосов, визуализируя статистику современной ему экономики для простой наглядной демонстрации социального неравенства, он столкнулся с большим сопротивлением мнения дизайнеров относительно применяемых им методов графического отобржения информации. Но, по мере продвиженя, его работы получали всё большее приятие, и возвращали интерес к инфографике у общественности, и заложили плацдарм дальнейшего роста.
1950 – 1975 – Возрождение визуализации информации
Одновременно во многих странах выходят отчеты и научные труды популяризирующие визуализацию. Подобные труды стали выходить один за другим, в том числе и в США. John Turkey в 1962 году написал «Будущее анализа данных», отделив математику от статистики. И если первая не терпит визуализаций, то статистика как раз обретает больший смысл и форму благодаря визуализации.
Все эти работы позволили вернуть интерес и уважение к графическому отображению информации.
И хотя рисунок от руки ушел безвозвратно, его успешно начинают заменять первые анимированные модели и ряды данных, появляются 2D и 3D прототипы. Некоторые виды диаграмм было бы очень сложно построить вручную и технический прогресс ввел в оборот многомерное шкалирование, биплоты.
1975 – н.в. – Интерактивная и динамическая визуализация высокого разрешения
Вы сами все знаете – мы имеем букет всевозможных данных, о которых даже не могли мечтать ранее, множество инструментов для анализа и визуализации присутствуют на каждом компьютере. Несколько ключевых моментов:
- появляются интерактивные системы, реагирующие на любые команды и позволяющие программировать;
- пользователь получает возможность взаимодействовать с моделями – возможность выделить, отфильтровать, увеличить, повернуть 3D модель;
- снова появляются новые диаграммы, например параллельные координаты;
- возрастает внимание к законам и проблемам восприятия, начинают появляться правила визуализации;
- компьютеры дешевеют, а мощности увеличиваются.
И авторы этой киги еще не знали по появлении планшетов!
Pingback: Визуализация: от прошлого к будущему |()