Данные можно представлять графически, для того чтобы показать их сложную взаимосвязь или доказать какое-либо умозаключение. А можно — для того чтобы описать факт или какую-нибудь мысль, которая стоит за сухими цифрами. В последнем случае речь идет об иллюстрировании данных. В этой теме мало кто разбирается, а она может быть крайне мощным инструментом.
Где-то год назад мы со Stefanie Posavec разговорились в твиттере о разнице между визуализацией и иллюстрацией данных. В итоге дискуссии мы остановились на чем-то вроде определения.
Стефани: я называю многие свои проекты иллюстрацией, а не визуализацией, потому что мне кажется, что это определение им подходит лучше. Мне нравится такая работа, но это не визуализация в прямом смысле этого слова.
Роберт: т.е. получается, если цель — произвести впечатление, вдохновить или заинтересовать человека, то это иллюстрация, а если проинформировать — визуализация.
Поводом для дискуссии послужило видео, которое на тот момент было довольно популярным и которое меня далеко не так впечатлило, как многих других. На видео можно было увидеть, сколько полетов совершается в Европе за 24 часа. С тех пор я поменял свое мнение по этому поводу. Но 2 вещи меня все равно напрягали. Во-первых, это видео называли “визуализацией”, несмотря на то, что выводов из него можно сделать не так уж много. А во-вторых, оно не очень хорошо отображает то, насколько загружены определённые европейские аэропорты. Последнее связано с тем, что все линии перелетов соединяются в конечной точке и визуально склеиваются.
Зачем иллюстрировать цифры?
Дело в том, что не все данные одинаковы. Конечно, не бывает цифр, которые нельзя было бы превратить в столбиковую диаграмму и сделать из этого какой-либо вывод. Но некоторые данные требуют чуть больше внимания и бережности в обращении — не из-за структуры, а в связи с тем, что стоит за этими данными. Мне кажется, что когда речь идет о людях, подход к данным должен быть более осторожным и уважительным. Возьмем, например, информацию о бездомных людях: нужна ли тут еще одна столбиковая диаграмма? Неужели нет более подходящего способа представить эти данные? Или, например, подумайте об идеях и о процессе создания мемориала 11 сентября. Тут речь идет не о телефонной книге, а о людях, которые погибли ужасным образом.
Другие примеры: “U.S. Gun Deaths” (Periscopic) “Out of Sight, Out of mind” (Pitch Interactive), Mapping the Dead (Huffington Post). Они не пытаются отобразить данные в перспективе, потому что тут речь не об этом, задача — задеть за живое, вызвать определенные чувства.
Цифры всегда хочется сравнить друг с другом, но иногда сравнение становится отвлекающим моментом и оправданием для того, чтобы цифра показалась менее значимой, чем она есть на самом деле. Было ли больше несчастных случаев на дороге, чем смертей от пули? Возможно. Можно найти и еще большие цифры. Однако здесь важна абсолютная величина. Тут и одна смерть — это уже слишком много.
Проект “U.S. Gun Deaths” и “Out of Sight, Out of mind” и в какой-то степени в видео про самолеты) дают хорошее представление о числе: вот оно, это число, этот период. И не надо его ни с чем сравнивать. Его надо понять, сознать его величину, Почувстовать его.
Иллюстрация и Визуализация
Еще не совсем ясно, как соотносятся иллюстрация и визуализация, и какова ценность иллюстрации по сравнению с визуализацией. Ясно одно — иллюстрировать числа нужно осмысленно и бережно, несколько раз подумав, прежде чем браться за это дело. Часто сложно сказать, какой цели хотел достигнуть автор, и понимал ли он сам, что делает.
Примеры, которые я привел в этой статье, дают понять, в каком направлении, как мне кажется, стоит двигаться. Я надеюсь, мы все сможем использовать терминологию чуть более аккуратно, определяя разницу между визуализацией и иллюстрацией. Потому что и то и другое важно как способ донести мысль с тем или иным акцентом.
Robert Kosara
Научный сотрудник Tableau Software. Ранее, доцент Компьютерных наук. Занимается способами коммуникации данных с помощью визуализации. Блогер, раннер и активный пользователь твиттера.
Перевод с англ. Источник: https://eagereyes.org/blog/2015/the-value-of-illustrating-numbers#more-871