Комиссия при департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы проводит конкурс на разработку дизайна схемы московского метрополитена. В конкурсе принимает участие и Инфографер, представивший на суд жюри 2 варианта: консервативный и прогрессивный.
Представляем вашему вниманию наши варианты. В ходе работ было исследовано значительное количество первичной информации, исследован опыт создания карт московского метрополитена, а также всех крупнейших транспортных систем городов мира. Вывод получился очевидный: Москва имеет свою специфику, и возможно лишь учитывать отдельные удачные конструктивные элементы той или иной схемы.
Консервативный вариант
- Максимальное соответствие «классике», с добавлением необходимых элементов, позволяющих считывать карту чётче и проще. «Пеньки» стали «впадинами»
- Отказ от традиционной системы именования линий в пользу буквенных значений. Также присутствует промежуточный вариант: не легендой, а подписывание самих линий. Промежуточный этап к полному их устранению.
- Перехватывающие парковки, возможности для людей с ограниченной подвижностью и пр. представлены в виде отдельных «маркеров» — для соответствия требованию возможности нанесения наклеек)
- Проработана актуальная информация о линиях BRT. В существующую структуру так же встраивается сеть пригородных линий МЖД.
Прогрессивный вариант
- Принцип построения схемы: «разрыв» кольцевой ветки в два блока: север и юг. Структурирование расположения всех линий, для лёгкой адаптации под любой формат (включая непропорциональные изменения, схема может быть растянута/сужена по лишь одной из сторон без значительных «жертв»)
- Улучшенная считываемость названий станций, за счёт структурирования вёрстки размещения станций.
- В схеме полностью отсутствует связка с временем передвижения, весь акцент для пассажира — только на связках.
- Мы считаем объективно вводящим в заблуждение наличие транспортных узлов с двойным названием (напр.: Новослободская-Менделеевская). Наше допущение: постепенное переименовывание станций для универсализации навигации. При буквенно-цифровом коде, необходимость в двойном названии также полностью отпадает, станция F18\M2 всегда едина.
- Схема построена с учётом всех перспективных веток и станций. Высокая степень масштабируемости, как во времени так и в пространстве. Заложенный принцип построения позволяет добавлять новые станции «раздвигая» пространство в нужной зоне. Также, увеличенный размер «станционной» схемы позволяет добавить:
- либо необходимую дополнительную транспортную информацию о данной станции, отодвинув от неё остальные ветки, и при этом сохранив структуру схемы,
- либо большое количество дополнительной навигационной информации по всем станциям в целом
- Каждая станция имеет место для неободимого количества подписей, дополнительных элементов, подписей парковок, вокзалов и т.д..
- Созданы линии железной дороги, BRT, и т.д.), а схема обладет достаточным местом, а также структурностью, для привнесения необходимого количества дополнительных линий
Общие уточнения к обоим вариантам
Нами был внесён ряд корректив в исходный бриф, с целью выполнения коммуникационной задачи пассажира, а не точному следованию букве требований. Самым существенным является отказ от транслитерации… без отказа от него!
Итак. буквенно-цифровой код.
- Важность: ключевой элемент навигации будущего для схемы, требующей использование двух языков.
- Принцип: Иностранцу важнее не «как проехать с некой Курской на некий Китай-город», а получить ориентацию точки начала, точки конца, а также пересадок, при этом не вдаваясь в подробности названия станций, зачастую отягощённых морфологией русского языка. Он также должен быть в состоянии сосчитать количество станций, которые необходимо проехать до пересадки/выхода. Пример:
- Текущая запись маршрута от Кожуховской до Маяковской: «Kozhuhovskaya — Trubnaya — Tsvetn…???WTF — Chekhovskaya -Pushkinskaya — Mayakovskaya»
- Запись для иностранца, которую ресепшн в отеле выдаст, в будущем может выглядеть так: Take R 24->19, then change to S 19->20 — change to B: 18->17
- Нотация:
- Сочетание буквы линии и цифры — даёт уникальную комбинацию номера станции. Китай-город — это станция G22 по ветке G, а также станция F20 по ветке F. Совмещение двух кодов (G22 F20) указывает на то что есть пересечение веток G и F.
- каждая нумерация начинается с цифры 10 (взятой нами как «условный старт»), для того чтобы в будущем возможно было «достраивать» станции выше (когда-то появится 9-я, 8-я и так далее — до 1 вряд ли успеет дойти).
- Дополнительное предложение по улучшению предоставленного списка буквенных обозначений (пока не применено в схеме): применять только литеры, имеющиеся как в кириллическом так и в латинском начертании; а также не-применение буквы О как сложной для быстрого считывания глазом и слишком похожей на цифру «ноль».
Топология узлов для усложнённых транспортных узлов (Павелецкая, Боровицкая+, Курская,..).
- Основываясь на модели линейного взаимодействия пассажира с городским транспортом (зайти там-то — выйти там-то — найти как дальше поехать по ветке такого-то цвета), задача детализации узловой точки не является существенной. Схема решает задачу определения маршрута но не топологии пересадок.
- Решение: схема минимизирует детали переходов. Например: на Аэроэкспресс можно попасть с любой из двух Павелецких, и максимально важно решать эту задачу внутристанционной навигацией.
- Наша рекомендация: требуется существенное обновление/усиление навигации на платформах (как под землёй, так и на поверхности), для ориентирования в рамках узла.
Также мы считаем разумным постепенное переименовывание станций для универсализации навигации. Переименовывание станций до единого названия в пределах транспортного узла.
И, схема не должна содержать элементов, не относящихся напрямую к навигационной составляющей. Время проезда между станциями не важно. Но, для решения этой задачи, можно указать в легенде общий принцип «каждые две станции поезд проезжает примерно за 5 минут».
Конкурс
Конкурс был объявлен 1 ноября 2012 года, совместно с фондом «Городские проекты». Всего на конкурс поступило 37 работ, в том числе работы из Франции и Нидерландов.
Результаты комиссии объявят 11 января 2013 года. В финал пройдут от 2 до 6 работ, набравших наибольшее количество голосов от членов комиссии. Окончательный победитель должен быть объявлен 17 января 2013 года. И уже через месяц, новые карты должны появиться во всех вагонах московского метро.