Недавно на cossa.ru вышла наша колонка, в которой наш бессменный руководитель Максим Горбачевский охарактериризовал текущее состояние индустрии корпоративной инфографики.
Когда вам нужно сделать красивую презентацию, вы надеетесь, что придет волшебник с «пауэрпоинтом» и сделает «красивую картинку»? Просите «просто нарисовать», «сделать красиво» и «в стиле инфографики»? Печально: форма для вас становится важнее содержания. Максим Горбачевский (студия Infographer) убежден, что «красивые картинки» не только не спасут плохой отчет, но и могут загубить хороший. В статье Максим рассказывает о «стиле инфографики» и о том, кто на самом деле должен иллюстрировать важные документы компании.
Инфографика, визуализация информации, визуализация данных cейчас мегапопулярны. Все больше запросов на инфографику, все больше курсов по инфографике, все чаще запросы в поисковых системах. При этом, если опираться на реальные данные и в сервисе Google Trends сравнить infographics с популярностью, например, фразы data visualisation, то становится понятно — инфографика как понятие является лишь «информационным пузырём», тогда как реальная осмысленная потребность в визуализации остаётся стабильной в течение последних 10 лет (максимальная глубина данных, доступных для анализа).
Статистика из google.com/trends
Всем нужен дизайнер
Опыт работы, общение с сотнями менеджеров говорит об одном — все больше появляется людей которые хотят, чтобы им дали «одну кнопку», которая решила бы сразу их задачу по подготовке визуального материала, не заставляя вникать в подробности «как именно решить эту задачу». «У нас всё готово: уже есть данные, уже всё в наличии, и нужно лишь собрать это в аккуратный документ! Нам нужен лишь „дизайнер для презентации“!», — если это ваши слова, то вы на пороге одного из самых неправильных управленческих решений в своей жизни.
Частая ситуация: вы выбрали дизайнера по картинкам в портфолио, взяли его на работу, а он «делает всё красиво, но все не то». В чем дело? Дело в том, что сказать дизайнеру «вот тебе информация, рисуй» — это первый шаг к недопониманию.
Если вы, отправив ему таблицу с динамикой продаж по филиалам, попросили «просто красиво нарисовать» — то в ответ вы получите «просто красивую таблицу», гармоничную, выровненную по сетке, с правильными шрифтами и со всеми прелестями аккуратного дизайна, с красивой рамкой и заливкой — но без особого смысла. Если он не знает вашего бизнеса и сути происходящего, он не догадается, что необходимо отдельно выделить, например, показатели именно филиалов, А и Б, потому что именно они перевыполнили план по сравнению с прошлым годом, и что филиал Х закрыла санэпидемстанция, и он приносит ежемесячные убытки.
Нельзя просто отдать таблицу — наверняка вам нужны лишь несколько цифр, или подчеркнуть какие-то данные: возможно, требуется акцентировать внимание на тренде по годам или же на чрезмерности доли. Вам нужно рассказать «истории».
Дизайнер же работает при помощи «инструментов» (краски, шрифты, сетки и так далее), а они не содержат внутри себя «историй», они помогают рассказывать истории, проявлять их.
Правое полушарие не может делать работу левого
Презентации, как и инфографика в целом, — это инструмент целевого воздействия, это работа на стыке логики и креатива.
Широта термина «презентация» покрывает собой как презентации для выступления, так и сложные многостраничные отчеты (которые именуются презентациями-то только потому, что готовятся в PowerPoint). Презентации для выступления ориентированы на эмоциональное убеждение зрителя, а отчёты предназначены для наиболее подробного и обстоятельного рассказа зрителю фактов.
Поэтому, приступая к презентации, нужно сначала ответить себе на вопрос «Зачем я делаю этот конкретный документ?». И это только первый вопрос: ведь дизайн презентаций (как и оформление любых отчётных данных) — это, по сути, целый комплекс вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем садиться за работу.
ПРИВЫЧКА ПРЕЗЕНТОВАТЬ Если хорошо задавать вопросы, может оказаться, что презентация вовсе не нужна. Признайтесь, возможно, вы просто привыкли делать «презентации»? И когда вам нужно сообщить только одну мысль, вы по привычке стараетесь использовать для ее подкрепления визуальные образы и подготовленные данные. А вполне возможно, что для объяснения сути (например, предлагаемого партнерского бизнеса) хватит одной тщательно подготовленной иллюстрации.Интересный подход — попытаться обойтись без проектора вообще. Небольшая брошюра Turn off the Projector! — очень полезный текст для размышлений о том, как сообщать информацию небольшой аудитории. Авторы напоминают нам о том, что за корпоративной «презентационной» привычкой мы забыли измерять результат эффективностью потраченных усилий. |
Посмотрите на иллюстрацию ниже: в чем тут разница подходов? Аналитик — доносит содержательную информацию: берет исходные данные, задаёт ряд наводящих вопросов к данным и получает ответы, а ответ представляется в виде графического решения. Дизайнер работает иначе — на основе выработки эстетически привлекательного композиционно-стилевого решения, приятного для просмотра.
Мотивации дизайнера и аналитика весьма различаются. Мотивация аналитика — рассказать о проекте понятно. Мотивация дизайнера — привнести в мир прекрасное, и комментарии заказчика вида «тут непонятно изображено, переделай» для него как радиограмма с враждебной планеты. Он же уже сделал красивый и эстетичный дизайн, а внезапно его просят увеличить шрифт «потому что плохо видно издалека» и просят заменить серый на «что-нибудь более контрастное, потому что на проекторе в яркой комнате не будет видно». Для заказчика это нормальный комментарий (как показывать на проекторе то, чего не видно?). Реакция же дизайнера в подобных ситуациях — расстройство, потеря мотивации, желание уволиться, ведь требования заказчика нанесут его гармоничному произведению непоправимый урон, и работа, которая еще вчера должна была стать украшением портфолио, уже мысленно отправляется в воображаемую корзину с табличкой «Никому никогда не покажу».
Попробуйте при такой низкой мотивации удержать такого дизайнера, или же найти такого комплексного аналитика-оформителя за зарплату менее 50 тысяч рублей! Отвечаете «ну кто-нибудь да найдется»? Да, именно «кто-нибудь» да найдётся, и результаты работы будут плачевны. Лучшие у вас не задержатся (амбиции!), а от остальных будут убытки — недополученная прибыль от несовершённых сделок, например, будет неявно подтачивать бизнес, не оправдывая надежд от инвестиций в этих сотрудников.
Источник: rabota.yandex.ru
Искать неизвестное в черной комнате
Итак, информационный дизайнер — это специалист с несколькими компетенциями. С одной стороны он правополушарный креативщик, который придумывает красивый дизайн и создает оформление. С другой — он аналитик: ему нужно подключать левополушарный аналитической мозг для того, чтобы понять исходные данные и транслировать их в решение (вывод). Раз так-то какое у него должно быть образование, какой опыт?
Он и разработчик стиля, и сценарист, и оформитель, аналитик, корректор — много? А ведь это именно столько функций, сколько требуется, чтобы «дизайнер презентации» сработал качественно. Да еще и отдал вам все PowerPoint.
На это наше российское инфографическое коммьюнити отвечает однозначно: такой дизайнер — это миф.
И где же решение
Решение простое — продумывать и готовить половину работы по отчету вам придется самому.
Но ведь у вас много задач по созданию отчетов… А друзья уже давно покинули свои рабочие места в шесть вечера в пятницу… Но даже если вы совершили над собой усилие и ткнули дизайнера в «список диаграмм», указав как именно надо визуализировать ваши данные («Надо взять пайчарты, мы же тут доли показываем!» — кричите вы, убегая на пятничное пиво) — не ждите чуда. Получите в ответ кашу — красиво, конечно, но абсолютно бесполезно: что с чем сравнивается, как взаимосвязаны данные, о чем нам говорит изображение в целом?
Представьте, что презентация предназначена для представления вашего нового проекта инвестору. Вы набросали данные, накидали слайды — и отдали дизайнеру. Как это выглядит со стороны? Вы доверяете работу, которая эквивалентна бизнес-ценности в миллионы долларов, без оглядки дизайнеру за 50 тысяч рублей (ну или за 100 тысяч, это не принципиально). При этом вы не задумываетесь, как дизайнер (за вас!) выстроит логику повествования, заявит о ваших бизнес-потребностях, как он сформирует то, что может быть оценено во многие тысячи и миллионы, — сделает то, ради чего нанимали на работу именно вас?
Презентовать результаты своего труда — чуть ли не важнейшая задача менеджера, самый мощный драйвер карьеры. И вы хотите отдать это на аутсорс?!
Забудьте, что кто-то должен сделать работу по созданию графики за вас. Только вы, вы сами, собираясь на встречу с потенциальным партнером, можете определить, как, презентуя вашу компанию, надавить на точки принятия решений в мозгу (или душе) слушающего вас коммерческого директора. Только вы сможете объяснить дизайнеру, какой реакции вы хотите добиться от зрителя конкретной презентации. Обратите внимание на конечную цель документа — и превратите дизайнера из «исполнителя» в «партнера».
Вы должны стать для дизайнера «креативной парой», которая будет направлять и корректировать. Вам необходимо объяснять ему, какого эффекта вы хотите добиться на конкретном слайде, на каких цифрах хотите сделать акцент, а дизайнер должен по вашим черновикам все воспроизводить. Терпение и терпение, совместная работа, и через некоторое время дизайнер сможет делать часть этой работы самостоятельно.
Многие хорошие специалисты по инфографике пришли в эту сферу не из дизайна — инженеры, программисты, журналисты, экономисты, представители других специальностей, которые трудно назвать «креативными». По оценке Infographer, до 80% усилий в работе над проектом тратится на работу с информацией, и структурный подход представителей «логических» профессий оказывается более действенным, чем креатив иллюстратора. Но секрет создания отличных графических результатов — это все же работа в «креативной паре», и в инфографике это аналитик и дизайнер.
Забудьте про пятничное пиво с друзьями на некоторое время. Вперед за проектирование графики! Разве что придется изучить некоторые вещи, которым почему-то забывают научить в университете.
- Создание сценариев презентаций и продающих материалов вообще. Помогут Дуарте и Траут
- Как работают визуальные акценты, и как проектировать визуальное чтение (в этом хорошо поможет переложение правил Гештальта)
- Визуальное мышление / Дэн Роэм
- Принципы визуализации данных
- Принципы человеческого восприятия
- Книга, которую мы в настоящий момент готовим. И чтобы быть в курсе новостей о ее выходе в продажу — подписывайтесь на наш Facebook, Twitter,
Подробнее:http://www.cossa.ru/articles/152/78490/?subscribe=78490 LinkedIn