Наткнулась на статью «Инфографика: шаг вперед, два назад». Интересными показались 2 момента:
- Исторический экскурс, что инфографикой можно считать все библейские сюжеты в храмах. Они должны были быть понятны неграмотным. Порылась, на сайте Православный Мир тоже есть раздел инфографика. Но меня пугает фраза: «Флеш-инфографика: иконография Господа Иисуса Христа», это уже слишком.
- Заключительная мысль о том, что инфографикой нельзя перегружать. Она действительно может быть лишней.
Оригинальный текст взят здесь.
Сегодня наглядное представление информации, данных и знаний посредством изображения считается оригинальным и привлекательным решением для газет, учебников, инструкций. Так называемая «инфографика» завоевала множество поклонников, все сходятся в том, что современное человечество ориентировано на зрительный образ — картинки, изображения, схемы — и уж никак не на текст. Интересно узнать, что история подобного противостояния визуальной и буквенной коммуникаций насчитывает многие тысячи лет.
Очевидным примером использования «инфографики» на заре человечества можно считать наскальные рисунки и составляемые позже карты местности, к тому же, до изобретения письменности картинки использовались, чтобы регулировать поголовье скота и хранить память о важных событиях. Распространение письменного слова расставило акценты по-новому: визуальная и текстовая формы подачи информации вступают в своего рода борьбу. Интересным в этом контексте представляется наблюдение Режи де Брэ о том, что древнееврейская культура опиралась на книгу, потому что древнееврейский народ кочевал. Египтяне могли высекать свою историю на обелисках, а у Моисея не было такой возможности. Другая кочевая цивилизация — арабская — тоже опиралась на книгу и тоже предпочитала письмена рисункам.
Известный писатель и семиотик Умберто Эко в лекции «От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст» приводит интереснейший пример визуальной коммуникации — Средневековый собор: «[…] в XV веке — только изобрели печать. До того рукописи предназначались для малочисленной элиты. Работа по обучению масс содержанию Библии, житиям Христа и святых, моральным принципам и даже истории своего собственного народа, а также географии, природоведению, то есть природе отдаленных стран и свойствам трав и камней, — эта работа отводилась фрескам и статуям Собора. Средневековый собор был как бы постоянной неизменной телепрограммой, которая давала народу все необходимое как для повседневной, так и для загробной жизни. Книги же отвлекали от базовых ценностей, поощряли излишнюю информированность, вольное толкование Писания и нездоровое любопытство. […] Тем самым начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и, значит, критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе — отобранных и обработанных их творцами».
Одним из проявлений «победы» визуального над буквенным сегодня стала инфографика. Это — сочетание текста и графики, созданное с намерением наглядно изложить историю, донести тот или иной факт. Инфографика помогает, если необходимо показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать устройство предмета, реконструировать событие, организовать большие объемы информации. Самая простая инфографика — это таблицы, круговые диаграммы, графики, карты, логические схемы. Более сложная инфографика может комбинировать текстовые блоки, фотографии, карты, таблицы, диаграммы, реконструкцию событий, даже комиксы — все, что может помочь создать полновесный графический рассказ.
Подробный анализ использования визуализированной информации в прессе предлагает специалист в области инфографики Альберто Каиро, по наблюдению которого свою современную форму инфографика обрела в 1982 году с выходом газеты USA Today. Новая ежедневная газета стремилась предоставить обобщенный, красочный и быстрый обзор новостей, активно используя элементы визуализации. Согласно проводимым исследованиям, уже тогда читатели начали отдавать предпочтение хорошей инфографике в сочетании с короткими блоками информации, а не обычным глубоким многополосным материалам.
В то время подобный дизайн с использованием визуальной информации посчитали дерзким, в Европе USA Today окрестили «McPaper» (такая себе газета-Макдоналдс: упрощенная, яркая, рассчитанная на массы, «пробежал глазами — выбрось»). Постепенно число таких газет стало расти: издателям показалась заманчивой возможность «ужать» значительные объемы информации до малых размеров. Однако очень сложно оказалось не пересечь грань между лаконичностью и упрощенчеством, кроме того, инфографику стали ценить из-за ее привлекательности, и в попытке подражать USA Today некоторые издания стали использовать ее как элемент украшения, а не способ помочь воспринять информацию. Сегодня многие издатели и аналитики прессы пребывают в пугающем заблуждении, что основные задачи инфографики — сделать статьи более «притягательными», «упростить» информацию, сделать ее более «доступной», «облегчить» материалы. Конечно, в этом есть необходимость, ведь современному человеку под час сложно прочесть 3-4 предложения связного текста за один раз.
На самом же деле, инфоргафика может стать инструментом для более глубокого понимания информации, делая рассказ более точным, достоверным. Недопустимо ее применение для упрощения и поверхностной передачи информации. Важно отметить, что на самом деле привлекательный вид инфографики — это лишь побочный продукт правильно упорядоченной информации.
Желая максимально использовать возможности инфографики, издатели по всему миру занялись исследованием влияния визуализированной информации на читателя. Согласно этим исследованиям, размер инфографики может влиять на модель восприятия читателем газеты: если статью дополняет значительный по формату графический элемент, читатель предпочтет исследовать его до того, как прочтет текст, кроме того, читатели зачастую обращаются сначала к визуальному элементу, если считают тему статьи сложной, по их мнению, ифографика может помочь ухватить основную идею материала. К тому же, визуализация информации, по мнению некоторых издателей, способна привлечь более молодую аудиторию. Интересно, что наивысшего уровня понимания удалось достичь посредством комбинирования текста и инфографики.
По мнению журнала «КАК», важно осознать, что инфографы — это не дизайнеры, а журналисты, которые, в первую очередь, представляют содержательные материалы, излагая факты, анализируя их. Главная задача — сделать новости читабельными и понятными, если инфографика сможет в этом помочь — пожалуйста, но ни в коем случае она не должна стать самоцелью.
В 1980-х годах в английском языке появилось слово «Chartjunk» (схема-хлам, диаграмма-мусор) на обозначение графических элементов (графики, таблицы, схемы и т. п.), в которых на самом деле нет нужды, т. к. они не помогают лучше понять информацию, а иногда просто отвлекают внимание читателя от текста. По словам Эдварда Туфте, подобный «мусор» может использоваться по нескольким причинам: в попытке придать материалу более научный и точный вид, чтобы оживить изображение, дать дизайнеру возможность проявить свои художественные таланты. В любом случае, ни одно уважающее себя издание не может позволить себе «засоряться» таким образом.
Итак, ясно, что визуализация информации — понятие отнюдь не новое и передовое, как принято считать. Скорее, необдуманное, немотивированное и чрезмерное использование инфографики будет означать шаг назад, к упрощенному, плоскому восприятию информации, когда человек отдаст предпочтение визуальному, а не буквенному выражению. В идеале, в газете текст и инфографика должны работать вместе, но предпочтение нужно отдавать, все-таки, слову, подкрепляя его при необходимости качественными графическими элементами.