Вот недавно прошла на ТВ серия рекламных роликов Альфабанка, где один из топ-менеджеров банка, Алексей Коровин, рассказывал о различных правилах управления личными деньгами, и проводил базовый финансовый ликбез для населения. Весь ролик состоял из серии фронт-шотов топ-менеджера, и рисования картинок слов, про которые он говорил. Насколько качественно была проделана визуальная работа, и насколько доходчиво донесены ключевые сообщения роликов?
Вот пример:
Вот ещё один (на канале Альфабанка их много)
Но инфографика ли это? Можно ли считать, что за счет визуальных средств привнесено дополнительное понимание и упрощение в сложную тему? Нет, вполне уверенно заявляю я. Визуализация понятий — возможно, да, присутствует. Но, по нашему мнению, не самая удачная. Визуальный ряд должен облегчать, а не усложнять понимание контента.
Всегда, когда мы произносим слово, и одновременно видим изображение, мы пытаемся сопоставить — а почему именно это сказанное слово «дом» обозначает именно такой нарисованный «дом»? Почему нарисован дом с трубой и крышей, а не 16-тиэтажка в которой я живу? При этом, пока мы пытаемся это понять, мы теряем гораздо более главное — пропускаем прослушиваение «связей» между словами, тем самым, запоминая не то что нам хотят сообщить, а набор простых понятий, из которых уже не успеть сделать более важного вывода, к которому пытается подвести автор.
Не лучше справился и Deutsche Bank
Мы учим на мастер-классах применять эти навыки, правда. Но, они нужны тогда, когда коммуникация идет лишь через один канал (визуальный). Когда добавляется голос, то нужно уже не следить за понятиями (и терять из виду общий смысл из-за этого), а помогать голосу соединять между собой эти понятия. В этих случаях, можно рисовать уже более сложные логические схемы, и заставлять зрителя следить за направлением движения графики, таким образом, упрощая такие понятия как «ипотека» и «мультивалютный вклад».
Вот этот ролик Deutsche bank уже гораздо понятнее, даже без знания языка, рассказывавет:
Иногда достаточно поработать над анимационой составляющей, и уже станет понятнее
Иногда на видео получаются ляпы, свидетельствующие о том, что точность подачи визуального материала была на втором месте, но это уж не принципиально. Ну а пока что, герой ролика продолжает стоять в кадре и рассказывать что-то такое, что я, дипломированный экономист, из его речи не запомнил и не усвоил.
Не могу не признать, что задача встраивания человека в видеоряд сложная задача, и более качественно её решить непросто.
Дэн Роэм смог объяснить битву за бонусы просто и доходиво — главное в его видео то, что он находил простые, далеко не всегда «иллюстративные», образы для представления таких понятий как «сравнение размеров прибыли и бонусных выплат» — но работающие на уровне подсознательного понимания того, что же он пытается сообщить аудитории:
Думаю, Альфабанку стоит поработать немног над своим видео следующим образом: подумать не про то, что они хотят сказать, а про то, какой СМЫСЛ нужно донести до целевой аудитории 🙂