Нэнси: Какие проблемы у вас с презентациями?
Представитель компании: У нас есть один коллега, он черезчур энергичный!
Давая мастер-классы о презентацих, Нэнси думала, что проблемы в компаниях уникальные. Но оказалось, что все сводится к шести.
Нэнси Дуарте — основатель и руководитель компании Duarte, автор книги Slide:ology. Мы однажды публиковали ее TED Talk и переводили статью о том, как использовать Power Point для работы с текстами, набросками и макетами. А теперь об ошибках в презентациях.
1. Много информации
Эта проблема была актуальна на всех воркшопах, которые давала Нэнси (а их было 211!). Информации должно быть меньше, чем хотелось бы.
Что делать?Сосредоточиться на значении и интерпретации фактов, а не на самих фактах. В качестве удачного примера Нэнси приводит TED talk Дэвида Эпштейна.
2. Акронимы, аббревиатуры, жаргон
Акронимы и аббревиатуры используют, чтобы сэкономить время. Но! Если это неизвестный акроним, то мозг тратит энергию и время на понимание. А это отвлекает.
Пример: Нэнси слушала презентацию в маркетинговой компании. Лектор постоянно повторял «PPС». Она вспомнила, что это значит «Pay Per Click» за 5 секунд. Теперь считаем. Человек произносит 130 слов в минуту. Значит, она пропустила 10 слов. Это целое предложение! Каждый акроним — 5 секунд аудитории с затычками для ушей.3. Нерелевантная информация
Однажды Нэнси работала над презентацией для одной компании. Юристы презентовали для продажников.
Нэнси: Зачем продажникам следовать вашим указаниям?».
Юристы: Они будут законопослушными.
Видите проблему? Продажникам все равно законопослушны ли они. Нэнси предложила юристам посмотреть на выгоду с позиции продажников. Ответ был простой — «Мы не обанкротимся, как Enron» (Энрон — американская энергетическия компания, скандально обанкротившаяся из-за фальсификаций в 2001 году).
Аудитория презентации — это ее герой. Вся информация должна быть про нее и для нее.
4. Нет понятного призыва к действию
Допустим, презентация прошла на ура, и все коллеги вдохновились. Что они должны сделать, когда вернутся на свои рабочие места?
Плохой пример: «Мне нужна ваша поддержка!»Какая именно поддержка? Деньги? Похлопать по спине? Постер с котиком? Хороший пример: Достаньте телефоны (ждем, пока все достанут) и постатавьте напоминание об этом событии ровно через месяц. Раз, и призыв к действию реализован!
5. Монотонность
Если в вашем голосе нет энтузиазма, не ждите его от аудитории. Да, это сложно, да, страшно, да, кажется, что люди смотрят осудительно. Но факт остается фактом. Если вы скучно читаете слайды (будто аудитория не справится с этим сама), то отклика не будет.
Что делать?Готовясь к презентации, запишите одну минуту презентации на телефон. Слушая себя, вы поймете, хватит ли драйва в вашем голосе.
6. Нет цели или точки зрения
Однажды Нэнси работала над презентацией для одной компании. Ее целью было помочь донести точку зрения.
Нэнси: Что у вас есть?
Представитель компании: Сотрутники делают много ошибок!
Нэнси: Это не точка зрения.
Представитель компании смутился. Нэнси объяснила разницу между фактом и точкой зрения. Предложила попробовать еще раз.
Представитель компании: Сотрудники продолжают делать ошибки!
Замкнутый круг не заканчивался. Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли какая-то конкретная ошибка, которую надо прекратить делать?
Да, сложно высказывать точку зрения, с ней могут не согласиться. Но факты — подтверждение позиции, а не самоцель.
Итак, после всех этих ошибок хочется happy end, да? Он в том, что уровень презентаций в компаниях низкий. Избежав всего лишь этих шести ошибок, вы будете на коне!
PS. Что касается парня в начале статьи, то он вымышлен. Но если это вы, то вам повезло — ваша проблема уникальна!
По мотивам статьи 6 Presentation Mistakes Every Professional Should Avoid